Митрополит Антоний Сурожский «О Таинстве Соборования»

Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003)

Что такое Таинство? Таинство – это такое Божественное действие, которое нас приобщает к тому, что является полнотой нашей и тварной, и благодатной природы.

С одной стороны, мы перестали быть тем творением, которое задумал и сотворил Бог: невинным, чистым, открытым Богу до конца, без тени. С другой стороны, мы призваны эту меру перерасти.

Поэтому Таинства изумительным образом употребляют вещество тварного мира, чтобы нас приобщить к тайне Божества.

В Таинствах Господь Иисус Христос берет хлеб, берет вино, берет воду (при Крещении), берет масло (при Елеосвящении), каждое вещество соединяет с Собой, чтобы вещество, передаваемое нам, могло освятить нас.

Я думаю, что одна из задач священника – сделать больного восприимчивым к Таинству.

Таинство не является магическим способом исцелить или очистить человека. Конечно, в Таинстве есть объективная сила, объективная реальность, но человек может ее получить и схоронить[1].

Митрополит Платон (Левшин) написал, что не лишение Таинств, а презрение к Таинствам отнимает у человека благодать.

Нам приходится возвращаться к Таинствам, потому что мы теряем в своих глубинах то, что там лежит, словно клад.

И если нет возможности получить Таинство, приобщиться к тем или другим Таинствам, то мы можем, как Феофан Затворник говорит, в себя углубиться и приобщиться тому, что нам уже дано, что в нас уже лежит, как драгоценный плод. Но нельзя рассчитывать, что причащение тебя исцелит автоматически.

Мы знаем из собственной жизни: мы все, не «люди» вообще, а мы все причащаемся – и разве можно сказать, что мы делаемся святыми? Мы ведь недостаточно изменяемся…

И Таинство Елеосвящения не направлено специально на исцеление тела. Если посмотреть на подготовку, видно, что человек должен сначала принести Исповедь за всю жизнь. А Исповедь всей жизни не означает, что вы принесете список всего, что случилось за прошедшие 60 лет; это означает, что вы проделаете целый путь, расчистите все, что было недолжного.

Из молитв на Елеосвящении ясно, что мы ожидаем исцеления души, которое, даст Бог, перельется и принесет исцеление и телу.

Я думаю, что неверно прибегать к Таинству Елеосвящения с единственной целью – получить телесное здравие; это не некое «клерикальное лечение», это – подлинное проявление пастырского попечения.

В процессе подготовки человека, помогая ему обрести вновь цельность, целостность души и духа, мы, может быть, обнаружим, что он сможет сказать: «Я чувствую себя настолько преображенным, что мне уже не важно, жив я или умру, получу ли физическое исцеление или нет»…[2]

Если ты теперь получишь исцеление — непосредственным чудом Божиим, или по молитвам святого, или через Соборование, через причащение Святых Даров, исцеление в результате истинного, глубинного, потрясающего покаяния, жизнь, которая последует, здоровье, цельность, новизна, которая тебе будет дана, — это уже не твоя природная жизнь. Она тебе дана как новый дар, словно ты уже умер и воскрес.

Теперь тебе надо жить не по меркам твоей прежней жизни, которая привела тебя к состоянию, в котором ты сейчас находишься. Теперь тебе надо жить помня, что вся жизнь, которая в тебе сейчас есть, твое физическое здоровье, твое умственное здравие, твоя цельность — это новая жизнь, которая принадлежит Богу. Бог тебя одарил ею для того, чтобы ты жил творчески и достойно своего человечества и Божией любви. Как апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20) [3].

[1] «Ступени». Беседы митрополита Антония Сурожского.

[2] Митрополит Антоний Сурожский «Жизнь. Болезнь. Смерть».

[3] Фрагмент беседы митрополита Антоний Сурожского на Евангелие от Марка.