Цитаты священнослужителей

Митрополит Антоний Сурожский:

«Таинство Елеосвящения не направлено специально на исцеление тела. Из молитв на Елеосвящении ясно, что мы ожидаем исцеления души, которое, даст Бог, перельется и принесет исцеление и телу».

 

Митрополит Иларион (Алфеев):

«Суть Елеосвящения заключается в духовном перерождении, в изменении самого понимания, самого принятия человеком страданий и болезни. В христианской иерархии ценностей, Бог как врач души и телес стоит выше любого доктора. Дарованное Богом уврачевание души стоит выше уврачевания тела».

 

Протопресвитер Александр Шмеман:

«Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении, его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу».

 

Протоиерей Валентин Асмус:

«Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния».

 

Протоиерей Артемий Владимиров:

«Все органы чувств, душа и тело через Таинство Соборования с верою во Христа Спасителя и Исцелителя пронизываются несотворенной энергией Святого Духа. Если вы чувствуете ослабление жизненных сил, это уважительный повод вновь принять благодать Соборования».

 

Протоиерей Андрей Ткачев:

«Каждый из вас, приняв семикратное помазание освященным елеем, похож сейчас на того человека, о котором говорится в Евангелии: «Главу твою помажь и лицо твое умой» (Мф. 6:17). Лица мы должны умыть в тайных молитвах – слезами, а главы наши только что помазала Церковь, чтобы сообщить нам врачующую благодать Духа».

 

Иерей Сергий Поляков:

«Из понимания, что причина болезни — грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи. Отпущение грехов — неотъемлемый аспект таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остаётся единственным средством разрешения его от грехов».

 

Протоиерей Михаил Браверман 

«Благодаря символике милости, врачевания и света Церковь взяла елей для того, чтобы сопровождать им свою молитву в Соборовании. Об этом еще в V веке антиохийский пресвитер Виктор рассуждал так: «Елей и болезни исцеляет, и бывает причиной света и веселия. Поэтому елей, употребляемый для помазания, знаменует и милость от Бога, и исцеление болезни, и просвещение сердца. Ибо все совершает молитва, как всякому известно, а елей служит только символом.

В таинстве Соборования Церковь своей молитвой вовсе не заменяет медицину, но привносит в жизнь человека силу и свет Божественной любви. Участие в церковных таинствах требует веры, духовного усилия, молитвы. Бог есть Личность, и потому обращаться к Нему можно только лично. Святой совсем недавнего времени, преподобный Паисий Святогорец на вопрос: «Если Бог знает, что на пользу больному, тогда зачем нам молиться?» — ответил так: «Нам нужно просить Бога, и если выздоровление и продление жизни будут во спасение душе, тогда Благой Бог тут же поможет. Но если мы не будем Его просить, тогда развитие болезни будет идти естественным образом».

 

Игумен Нектарий (Морозов):

«Соборование — это Таинство исцеления; в нем открывается возможность приостановить процесс не только физического, но и духовного умирания, вновь ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царствия Божия, в «радость и мир» (Рим. 14, 17). Святого Духа. Прибегать к этому Таинству может всякий верующий, православный человек, чувствующий свою немощь — телесную или душевную, нуждающийся в помощи Божией и молитвах Церкви, привлекающих эту помощь».