Смысл и значение Таинства Соборования

Митрополит Макарий (Булгаков) (1816-1882), епископ Православной Российской Церкви, историк церкви, богослов.

«Видимая сторона Таинства Елеосвящения и его невидимые, благодатные действия»

«Приступая к Таинству Елеосвящения, всякий болящий должен всецело предаваться в волю Господа, который лучше нас знает, кому полезнее ниспослать исцеление от болезни и продолжить жизнь, и кому благовременно прекратить ее».

 

Митрополит Димитрий (Капалин) (1952), епископ РПЦ, митрополит Тобольский и Тюменский. Кандидат социологических наук (2009).

«Таинство Елеосвящения: Богословские аспекты».

«В отличие от медиков, которые рассчитывали на врачебные свойства елея, и иудеев, которые, даже и соединяя помазание с молитвой, могли лишь надеяться на помощь Божию, пресвитеры Церкви Христовой, как имеющие власть совершать Таинства, являются уверенными совершителями Богоустановленного действия, которое обязательно проявит свою силу. Елей в христианском употреблении становится уже не самостоятельным медикаментом, имеющим силу только в определенных болезнях, но средством выражения веры и молитвы. Природные целебные свойства самого вещества елея отходят на второй план».

 

Митрополит Иларион (Алфеев) (1966), митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.  

«Таинство Елеосвящения (Соборование)».

«Безосновательно мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на Исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение Исповеди противоречит смыслу и идее обоих Таинств».

 

Епископ Петр (Екатериновский) (1820 — 1889), священник Русской Православной Церкви, епископ Томский и Семипалатинский, кандидат богословия, духовный писатель.

«Связь Таинства Соборования с Таинствами Исповеди и Причащения»

«Таинством покаяния, которое должно совершаться перед Елеосвящением, хотя очищаются грехи, прощается виновность, но страсти, от которых происходили грехи, остаются неподавленными, делают, так сказать, отрыжку греховную – порождают греховные помыслы, которые не могут не смущать совесть и не тяготить душу; греховные наклонности не вдруг подавляются».

 

Протопресвитер Александр (Шмеман) (1921-1983), священнослужитель Православной церкви в Америке, богослов.

«Духовный смысл Таинства Елеосвящения»

«Ибо подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине приложении, его восприятия болезни, страданий и самой смерти. Цель и содержание таинства не здоровье, а вхождение человека в Царство Божие, приобщение «радости, миру и праведности в Духе Святом».

 

Протоиерей Илья (Шапиро) (1960), священник РПЦ, сотрудник приходского радио «Благовещение», написал ряд служб новомученикам и исповедникам Русской Церкви.

«Как совершается Таинство Соборования — семь помазаний? Соборование и Великий Пост».

«До совершения первого помазания прочитывается весьма продолжительный подготовительный чин, включающий покаянные молитвы, канон и стихиры, раскрывающие суть совершаемого….в последовательности этих чтений и молитв слышится и объяснение самой сути происходящего, звучат более чем сильные призывы к покаянию, даются глубокие уроки смирения, терпения, любви. Сосредоточим внимание наше на закономерном порядке того, что мы слышим от помазания к помазанию…»

 

Протоиерей Андрей (Ткачёв) (1969), священнослужитель Русской Православной Церкви, митрофорный протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий.

«Проповедь после Соборования»

«Итак, пока масло не впиталось в кожу или не высохло, пока блестят свежестью помазания лица ваши, поспешим повторить: мы должны царствовать над грехом и страстями, и жертвовать собою ради Христа. Это наше царство и наше священство.