Митрополит Макарий (Булгаков) «Видимая сторона Таинства Елеосвящения и его невидимые, благодатные действия»

Митрополит Макарий (Булгаков) (1816-1882), епископ Православной Российской Церкви, историк церкви, богослов.

Видимую сторону Таинства Елеосвящения св. Апостол обозначает словами: «да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне» (Иак.5:14) т. е. сюда относятся:

1) Помазание больного елеем или древяным маслом. Елей этот предварительно освящается священнослужителями пред самым совершением Таинства. И за тем они седмикратно, один за другим, помазуют болящего в виде креста на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и руках с обеих сторон.

2) Молитва веры, произносимая священнослужителями, при самом помазании больного. Она, по чину православной Церкви, читается так: «Отче святый, врачю душ и телес, пославый единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (имярек) от обдержащия его телесные немощи и оживотвори благодатию Христа Твоего» и проч.

Невидимые, благодатные действия Елеосвящения суть:

1) Исцеление немощей телесных.

Для больных телом собственно предназначено Таинство Елеопомазания: потому уврачевание телесных болезней и составляет самый первый благодатный плод этого Таинства, как и говорит Апостол: болен ли кто в вас, да призовет…, и потом: и молитва веры спасет (σώσει) болящаго и воздвигнет (έγερεϊ) его Господь (Иак. 5, 14. 15). Не всегда бывает это действие от Елеосвящения? Правда.

а) иногда действительно бывает, и больной мало-помалу выздоравливает совершенно и восстает с одра болезни.

б) опасно больной получает, по крайней мере, временное облегчение от болезни или подкрепление и возбуждение к перенесению ее, – а это есть также цель Таинства Елеосвящения: потому что глагол – εγείρω означает не только – воздвигаю, но и возбуждаю, одушевляю, подкрепляю.

в) приемлющие Таинство Елеосвящения не получают от него уврачевания болезней, может быть, потому же, почему и приемлющие Таинство Евхаристии, вместо спасительных от него плодов, только суд себе ядят и пиют (1Кор. 11, 29), – т. е. по своему недостоинству, по отсутствию живой веры в Господа Иисуса, по жестокосердию.

г) желать или требовать, чтобы всякий раз, как только человек удостаивается Елеосвящения, он исцелялся от своих болезней, значило бы требовать, чтобы он вовсе не умирал: а это противно самому плану нашего восстановления, по которому нам необходимо сложить с себя это греховное, мертвенное тело, чтобы со временем, по ту сторону гроба, облещися в бессмертное. Посему, приступая к Таинству Елеосвящения, всякий болящий должен всецело предаваться в волю Господа, который лучше нас знает, кому полезнее ниспослать исцеление от болезни и продолжить жизнь, и кому благовременно прекратить ее (Прем. 4, 11).

2) Исцеление немощей душевных.

Сказав о первом, непосредственном действии Елеосвящения на больного – уврачевании его болезней телесных, св. Иаков присовокупляет: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Этим условным выражением: аще грехи сотворил есть – Апостол, очевидно, предполагает, что больной прежде Елеосвящения уже воспользовался другим очистительным средством от грехов – Таинством Покаяния: иначе представить больного безгрешным Апостол не мог (1Иоан. 1, 8. 10).

И доселе в православной Церкви каждый, приступающий к таинству Елеосвящения, предварительно очищает себя от грехов чрез исповедание их пред отцом духовным. Но так как во время тяжкой болезни, когда обыкновенно обращаются к Таинству елеосвящения, человек не всегда способен, изнемогая телом и душою, принести истинное, совершенное раскаяние во грехах и вообще выполнить те условия, какие требуются от кающегося для получения разрешения от грехов; так как некоторые грехи, по немощи, он может исповедать не вполне, а другие и вовсе не исповедать по забвению; так как некоторые, особенно тяжкие грехи, и после исповеди могут сильно беспокоить совесть болящего: то милосердый Господь, собственно для такого рода больных, даровал еще особое врачевство к уврачеванию их немощей душевных в Таинстве Елеосвящения.

Здесь за изнемогающего больного предстает пред Господом целый собор Его служителей, и молитвою веры от лица всей Церкви умоляет Его, премилосердаго, даровать немощному отпущение прегрешений и очистить совесть его от всякой скверны. «Молимся Тебе, взывают они между прочим, и просим в час сей: услыши моление наше и приими е, якоже кадило, приносимое Тебе, и посети раба Твоего, а аще что согреши словом, или делом, или помышлением, или в нощи, или во дни, или под клятву священническую, или своему проклятию подпаде…: Тебе просим и Тебе вси молим, ослаби, остави, прости, Боже, презирая беззакония его и грехи, и яже в ведении и неведении бывшие от него»… и проч.

Таким образом отпущение грехов чрез таинство елеосвящения, назначенного собственно для тяжко больных, есть не что иное, как восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности.

Полный текст митрополита Макария «О Таинстве Елеосвящения» представлен на нашем сайте в разделе «КНИЖНАЯ ПОЛКА»